Немногие бизнесмены в нашей стране могут поведать столь обширную историю становления своей компании, как это делает основатель известного в Кыргызстане бренда по производству мебели – Болотбек Исахунов.
Компания Full Mobili появилась в республике 23 года назад и за это время прошла разные этапы развития нашей страны, что конечно в той или иной степени влияло на бизнес. Full Mobili видела лихие 90-е, финансовый кризис, две революции, стремительное развитие индустрии и не только. Эта компания – успешный пример того, что бизнес в Кыргызстане может быть устойчивым, несмотря ни на что.
Болотбек Исахунов является владельцем сразу нескольких видов бизнеса. Все они не только охватывают различные сферы деятельности, но и географически расположены в нескольких странах, включая США. В этой беседе мы решили более подробно поговорить о производстве мебели «Made in KG» и узнать, как развивалась первая компания, познакомившая кыргызстанцев с мебелью итальянского качества.
Как все начиналось
Со своим будущим партнером Болотбек познакомился случайно. Он долго не мог найти качественную обувь и всерьез подумывал наладить поставки в Кыргызстан (чем он позже и занялся). Но вместе с обувью появилась идея запустить еще один бизнес.
«В 1994 году один из моих переводчиков в составе Итальянской делегации познакомил меня с бизнесменом, чей отец владел компанией Full Mobili. Мы подружились и решили открыть представительство компании в Бишкеке. С 1996 года мы начали импортировать готовую итальянскую мебель. В те времена такое качество практически невозможно было найти и интерес к нашей продукции начал сразу расти», – рассказывает бизнесмен.
Расположение Кыргызстана в самом центре региона имеет свои особенности и трудности. Для бизнесменов – это логистика, которая обходилась недешево и отнимала время. Чтобы решить эту проблему, руководство Full Mobili запустило собственное производство.
«Уже через год мы открыли цех в бишкекской СЭЗ, где начали производить свою мебель по итальянской технологии. Приезжали европейские технологи, которые устанавливали оборудование и налаживали производство, обучали местных мастеров. Тогда мы внедрили компьютерные технологии в производство мебели. В те времена это было что-то невероятное. Многие даже не понимали, как это работает. Но именно это помогло нам занять лидирующую позицию на рынке», – вспоминает глава компании.
О тяжелых временах
Full Mobili удалось зарекомендовать себя как качественного производителя мебели по итальянской технологии. Такого соотношения приемлемой цены и высокого качества в Кыргызстане в 90-е годы, да и сейчас, не было и нет почти ни у кого. Однако мало кто знает, через что пришлось пройти компании и не потерять свои позиции. Как оказалось, самым тяжелым временем для местных бизнесменов стал финансовый кризис начала 97 года.
«Я потерял практически 50% стоимости всего бизнеса, мы потеряли многих клиентов, покупательская способность у населения резко упала, было много разорений банков, крупных компаний и не только крупных. Плохо было всем. Многие в панике начали «скидывать» все, а те, кто хоть немного вцепился в свой бизнес, смогли его кое-как восстановить. Мы начали подстраиваться под ситуацию. В первую очередь зафиксировали все продажи в долларах. Тогда на каждом ценнике рядом с цифрой писали «у.е.», – вспоминает Болот, – «На рынке остались единицы. Им нужно было продержаться какое-то время, потому что чуть позже люди стали снова что-то покупать и одеваться. Те, кто остались, оказались практически единственными, и спрос на них был высокий».
Full Mobili в эти тяжелые времена спасли постоянные клиенты и технологии, которые позволяли оптимизировать производство.
«Технологии позволили нам минимизировать отходы. С помощью компьютерной графики мы имели возможность максимально эффективно использовать имеющееся сырье: не выкидывать остатки, а делать из них какие-то более мелкие детали. Кроме того, для обычного производства требовалось, к примеру, 5 человек, а благодаря автоматизированной системе нам требовался всего лишь один работник, который мог просто контролировать процесс. Это также помогало снизить затраты и сделать продукцию дешевле. Именно это нас и спасло после кризиса», – пояснил предприниматель.
Ностальгия по СЭЗ
Свободная экономическая зона когда-то была райским уголком не только для отечественных бизнесменов, но и для крупных зарубежных компаний. Бывалые предприниматели с теплотой вспоминают расцвет СЭЗ.
«Когда мы заходили в СЭЗ, было условие – если ты производишь свой продукт, то ты не платишь налоги, а лишь 2% в пользу СЭЗ и 0,15% в пользу таможни. Не важно, поставляешь ты свою продукцию на кыргызстанский рынок или за рубеж. Но постепенно всех членов СЭЗ начали лишать льгот. Началась политика посаженной картошки – посадили картошку, не дождались пока она вырастет и начали ее выкапывать. Так и с СЭЗ получилось. Были там огромные компании, которые и в США поставляли товары, и на другие крупные рынки. Производство кипело и были хорошие перспективы. При начале работы СЭЗ был расцвет, взрывной рост. Но потом началась игра в политику, и все разрушилось. Если бы оставили все первоначальные условия и искоренили политику, которую вело руководство СЭЗ, то она уже переросла бы экономику Кыргызстана», – вспоминает Болот Исахунов, – «Сейчас быть резидентом невыгодно. Тебя будут обкладывать и НДС, и налогом на прибыль, и еще 2% в пользу СЭЗ. Сейчас получается, что производить вне СЭЗ выгоднее».
Немного о планах
Многие знают Full Mobili как производителя высококачественной офисной мебели. Но сейчас компания берет курс и на производство мебели для дома, чтобы предоставить своим клиентам более широкий выбор.
«Времена изменились и нашим главным конкурентом стала мобильность и широкие возможности, которые предоставляет людям интернет. Сейчас клиент может заказать все, что пожелает, из любой точки мира. Захочет диван как у какой-нибудь кинозвезды – может сделать онлайн-покупку и его доставят в течение нескольких дней. Как мы можем с этим конкурировать? Быть более гибкими и еще более мобильными. Наши технологии позволяют нам это сделать. Мы собираемся внедрить 3D-принтеры, которые позволят нам изготавливать детали быстро и в том виде, в каком хочет клиент. Кроме того, индивидуальный подход – это наше главное преимущество. Мы делаем мебель как дорогой костюм – по индивидуальным меркам и пожеланиям клиента».